"Эбру" (5-7 лет)
Особенности организации образовательного процесса
- От простого к сложному: вначале следует убедиться в том, что ребенку знакомы предметы, с которыми он ежедневно сталкивается, что у него сформированы основные представления о предмете (цвете, форме, величине, назначении и т. Д.), и только затем вводить предметы, с которыми ребенок не соприкасается постоянно.
- От общего к частному: изучение объекта следует начинать с основных признаков, позволяющих отличить его от других объектов. Предъявляемый предмет должен быть максимально приближен к эталону (принцип натуральности). В некоторых случаях следует исключить излишние детали, способные затруднить начальное восприятие объекта.
Демонстрационный и раздаточный материал должен соответствовать:
- Экологической безопасности.
- Требованиям техники безопасности.
- Дидактическим требованиям.
- Требованиям эстетического оформления.
Изучение материала начинается с несложных заданий, затем расширяется, совершенствуется и обогащается. Все разделы программы объединяет игровой метод проведения занятий, он придает учебно – воспитательному процессу привлекательную, доступную для дошкольников форму, облегчает процесс запоминания и освоения техники выполнения элементов, повышает эмоциональный фон занятий, способствует развитию мышления, воображения и творческих способностей ребенка. Эмоциональность на занятиях достигается использованием художественного слова, музыкального сопровождения.
В работе широко используются следующие методы обучения:
- наглядный:
∙ информационно – коммуникативные технологии (ИКТ) – используются для обогащения знаний детей в виде просмотра фильмов, слайд – программ, презентаций видеоряда;
∙ наблюдение – используется для первичного знакомства с объектом, а так же для наблюдения и сравнения или сопоставления реального с изображаемым;
∙ показ способов и действий изображения, последовательности выполнения рисунка – направлены на приобретение детьми умений изображения и способов построения композиции;
- словесный:
∙ слушание, разучивание стихов – направлен на совершенствование речевых умений, художественно – эстетическое развитие и более глубокое восприятие детьми определенной темы;
∙ прослушивание музыкальных произведений – направлен на художественно-эстетическое развитие;
∙ беседы по представлению – направлены на решение проблемных ситуаций, а так же используется для сравнения, обобщения знаний;
∙ исследование предметов, материалов, явлений, способов изображения;
- практический:
∙ экспериментирование – направлено на помощь ребенку в приобретении новых способов изображения знакомых предметов;
∙ моделирование – направлено на изменение формы изображаемых предметов и разнообразных вариантов и способов построения композиции;
∙ сотрудничества и сотворчества – направлен на активное взаимодействие педагога и ребенка, ребенка и ребенка:
∙ пальчиковая гимнастика – способствует развитию мелкой моторики рук, стимулирует развитие речевых зон.
Все методы и приемы используются в комплексе, чередуются и дополняют друг друга, позволяя донести детям знания, помочь освоить специальные умения и навыки, развить внимание, мышление, творческое воображение.
Программа занятий
Программа художественной направленности «Рисование в технике Эбру» ориентирована на детей дошкольного возраста 5-7 лет. Основная форма работы – групповая. Ведущая деятельность – игровая.
Форма обучения – очная.
Набор детей в группу осуществляется свободно. Состав может быть: постоянный или переменный.
Группы формируются по возрастному принципу. Максимальное количество групп – одна.
Форма проведения занятий – групповая.
К организационным условиям относятся: ориентация на творческую деятельность и формирование мотивации как фактора развития креативно-мыслящей личности в учебном процессе.
Реализация программы рассчитана на 1 год при объёме: 64 академических часа. (периодичность занятий – с октября по май).
Время проведение занятий: 2 раза в неделю не боле 30 минут. Обязательно на занятии применяются пальчиковые гимнастики, динамические паузы, перерывы.
Возраст детей, участвующих в реализации данной программы- 6-7 лет, количество детей в одной группе – не более 5 человек.
На обучение по дополнительной общеобразовательной программе «Чудесные узоры ЭБРУ» принимаются все желающие дети, в том числе и дети с ограниченными возможностями здоровья, для них составляется по необходимости адаптированная программа.
Принципы реализации программы
- Принцип поддержки разнообразия детства;
- Принцип развивающего и воспитывающего характера, направленного на всестороннее развитие личности и индивидуализации ребёнка;
- Принцип связи обучения с жизнью;
- Принцип рационального сочетания коллективных и индивидуальных форм и способов учебной работы;
- Принцип доступности обучения, индивидуальности, преемственности, результативности;
- Принцип построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования;
- Принцип содействия и сотрудничества детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности.
Формы организации деятельности: группами, индивидуально.
Формы проведения занятий: занятие-игра, сказка, экскурсия, творческая встреча, путешествие, выставка, галерея, ярмарка, практическое занятие, творческая мастерская.
Информация размещена на официальном сайте согласно Приказа Рособрнадзора от 14.08.2020 № 831 с учётом требований Федерального закона от 27.07.2006 № 152-ФЗ «О персональных данных»